Урок 10.8 – Фигура в движении

Суставы и их функционирование

Если мы хотим придать большую выразительность фигуре в движении, должны ближе познакомиться с ее подвижными частями. Наиболее важными точками движения, как мы видели ранее, являются голова и шея, центр торса, бедра, колени, ступни, плечи, локти и запястья.

Шея управляет движением головы. Наклоняя голову из стороны в сторону, а затем вверх и вниз, вы узнаете о том, насколько далеко она может двигаться в каждом направлении,

Если вытянутыми руками вы дотронетесь до пола у пальцев ног, то получите представление о пределе движения торса вниз. Это движение возможно частично благодаря позвоночнику и частично — тазобедренным суставам. Боковое движение торса может осуществляться только на половину амплитуды движения вперед, а движение назад еще меньше. Встаньте и попробуйте проделать это. Нет ничего лучше, чем убедиться во всем лично.

Ноги могут без напряжения двигаться вперед от тазобедренного сустава в два раза дальше, чем назад. Амплитуда бокового движения ноги такая же, как движения назад, что вы можете легко продемонстрировать. Кроме движения от бедра, нога может двигаться вверх и вниз в колене. Однако в колене нижняя часть ноги может двигаться только назад.

Наиболее ограниченная точка движения — в лодыжке, где осуществляются слабые движения вверх и вниз. Три сустава ноги с сопутствующими им мышцами смягчают вес тела при ходьбе и прыжках.

Рука похожа на ногу тем, что она также имеет три сустава. Однако, в отличие от ноги, рука является более подвижной. Сустав плеча позволяет ей совершать практически любые движения во всех направлениях. Эта свобода обусловлена важным различием между двумя конечностями: плечевой сустав значительно менее глубокий, что делает амплитуду движения большей, чем в более глубоком тазобедренном суставе. Локоть схож по функциям с коленом, однако он позволяет руке двигаться в направлении, противоположном движению ноги. Рука движется от локтя вперед, а нога отклонена — назад. Если сравнивать локоть и колено, то локоть — это коленный сустав, вывернутый назад. Подвижный сустав в запястье гораздо более гибкий, чем лодыжка, в то время как направление движений в них одинаково.

Одной из особенностей руки является то, что она может описать полный круг. Вытяните руку в сторону, попробуйте сделать это и убедитесь сами.

Если вы представите все эти движения сразу, то легко поймете, что в пределах базовой фигуры существует бесчисленное количество комбинаций движений. Попробуйте сделать столько набросков, сколько сможете — так, как мы показываем здесь, — без нарушения пределов движения и искажения форм. Теперь вы действительно можете подчинить себе фигуру. В ходе своей практики всегда помните об основных пропорциях нормальной человеческой фигуры. Двигайте различные части, но сохраняйте верное отношение одной части к другим. Рисуйте “обратную сторону”. Человеческая фигура должна выглядеть как цельный объем, имеющий глубину, независимо от того, в каком положении или движении она нарисована.

Изображение фигуры в равновесии.

Равновесие — это способность человека стоять прямо и удерживаться от падения как во время движения, так и в состоянии покоя, Это становится возможным в результате точного распределения веса. Когда фигура находится в движении, состояние равновесия иногда мимолетно. Художник должен искать этот ускользающий момент и рисовать его, вместо того чтобы выбрать другой, в котором фигура выглядит неустойчиво, неуравновешенно. Картины, на которых фигуры неуравновешенны, всегда раздражают и выглядят неубедительно.

Имея целью нарисовать должным образом уравновешенную фигуру, начните рисунок с легкой вертикальной линии, которая поможет в размещении частей фигуры в нужном положении. Эта линия также полезна при рисовании фигуры во время бега, ходьбы, наклонов и т. д.

Рисуя фигуру, определите положение как правой, так и левой частей одновременно. Например, рисуйте два плеча сразу, в женской фигуре — обе груди; так же поступайте с бедрами и коленями, Игнорируя это правило, невозможно изобразить устойчивую фигуру.

Когда фигура стоит прямо, ее вес равномерно распределяется по обеим сторонам вертикальной линии, проходящей через яремную ямку к середине подъема ступни, на которую опирается тело. Любое движение или изменение положения тела по сравнению с исходным автоматически вызывает перемещение яремной ямки за пределы вертикальной линии; таким образом, вы должны помнить, что центр тяжести тела всегда находится над стопой, стопами или над пространством между ними, т.е. над площадью опоры.
Неся тяжелый чемодан, вы наклоняетесь в его сторону и вытягиваете свободную руку, чтобы сохранить равновесие, и обычно также приподнимаете бедро противоположной ноги над землей. Это означает, что для сохранения равновесия вы должны разместить достаточный вес на противоположной стороне — это применимо к любому положению или действию, При наклонах тело удлиняется с одной стороны и укорачивается с другой, но длина серединной линии не изменяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *