Урок 9.3 – Скелет человека

Следуя по стопам Бернарда Зигфрида Альбинуса и Леонардо да Винчи, начнем со скелета, самого внутреннего слоя, и будем двигаться к наружным. Скелет человека делится на два компонента: осевой (аксиальный) и аппендикулярный. Скоро мы узнаем какие кости относятся к этим двум компонентам.

В отличие от мышц, форма и число которых вариативны, форма костей относительно одинакова у всех людей. Изображая костные ориентиры, художник делает первый шаг к реалистичному анатомическому рисунку, потому что зритель бессознательно «считывает» по ним положение тела.

У взрослого человека обычно 206 костей (у младенцев около 300, но некоторые с возрастом срастаются). Мы не будем рассматривать их все, сосредоточимся на тех, которые видны под кожей. Если вы покажете, что у ваших персонажей есть внутренний каркас, они предстанут на рисунках живыми организмами.

Давайте пока в общем взглянем как скелет человека, а затем по отдельности изучим каждую его часть.

Осевой скелет.

Начнем с изучения осевого скелета, состоящего из черепа (который, в свою очередь, включает мозговой, лицевой и слуховой отделы), позвоночного столба (который делится на шейный отдел, грудной, поясничный, крестец и копчик) и грудной клетки (состоит из ребер и грудины).

Череп

При рассмотрении черепа становится ясно, что костных ориентиров в черепе три.

Во-первых, это скуловая кость. Она формирует переднюю часть лица и покрыта слоем жира. С возрастом жировой слой начинает провисать, кость становится видна отчетливее. На ее видимость также влияет вес человека.

Рисуя лоб, следует помнить о существовании лобной кости. Необходимо верно передатьее округлую форму; кожа должна обтекать ее, а не висеть на ней отвесом.

Надбровная дуга участвует в формировании силуэта, особенно если вы рисуете портрет в профиль. У мужчин она более выражена из-за высокого уровня тестостерона, выделяемого в период полового созревания. У женщин этот участок обычно сглажен, но при искусственном введении высоких доз тестостерона также вскоре проявляется.

Позвоночник

Позвоночник состоит из двадцати четырех позвонков, разделенных межпозвоночными дисками. В шейном отделе обычно 7 позвонков — С1–С7; в грудном 12 — Т1–Т12; в поясничном 5 — L1–L5. Далее следуют крестец (пять сросшихся позвонков) и копчик.

Шейный отдел отвечает за движение головы и шеи. К его костным ориентирам относится седьмой шейный позвонок. Если прижать подбородок к груди и прощупать заднюю часть шеи, вы найдете эту кость. Это самый выступающий костистый отросток позвоночника, который хорошо видно под кожей.

Другие кости позвоночника в анатомической позиции не так заметны. Но их можно увидеть, когда позвоночник согнут и слой поверхностных мышц становится тоньше, обнажая костистые выступы. Поясничный отдел несет на себе вес верхней части туловища, отвечает за сгибание, разгибание корпуса и наклоны в бок. Грудной отдел позвоночника гораздо менее подвижен, поскольку к каждому грудному позвонку присоединено ребро, но он может поворачиваться влево и вправо.

Крестец имеет форму треугольника, зажатого между двумя тазовыми костями; он не обладает большой подвижностью, но формирует так называемый крестцовый треугольник, который также называют венериными ямочками. Это две ямочки сбоку от продольной оси тела чуть выше межъягодичной складки.

Грудина и ребра

Другие костные ориентиры осевого скелета — грудина и ребра.

Грудина образована тремя сросшимися костями и просматривается под кожей в виде заметного изменения рельефа в месте соединения тела грудины и рукоятки грудины. Эластичность грудной клетки обеспечивают межреберные гиалиновые хрящи. Наибольший интерес для художника представляют ложные ребра — с восьмого по десятое. Они не прикреплены к грудине и формируют так называемую реберную дугу: участок грудной клетки, который очень хорошо виден под кожей в зависимости от позы объекта. Ребра также можно увидеть со спины, когда человек наклоняется.

Аппендикулярный скелет

Теперь рассмотрим аппендикулярный скелет, состоящий из плечевого и тазового пояса, верхних и нижних конечностей. У взрослого человека он состоит из 126 костей.

Плечевой пояс

Плечевой пояс, также иногда называемый грудным, состоит из ключиц и лопаток. Плавная S-образная форма ключиц хорошо просматривается, особенно у худых людей; они соединяют туловище с верхними конечностями. Они присоединяются к грудине посредством грудино-ключичного сустава и к акромиальному отростку — посредством лопаточно-ключичного сустава. Акромиальный отросток — костный ориентир, о котором нельзя забывать при рисовании движущихся рук. Это маленький плоский костный выступ, который при подъеме руки образует ямочку на коже.

Также обратите внимание на небольшой «кармашек» между ключичным участком большой грудной мышцы и передней частью дельтовидной. Этот кармашек называется подключичной ямкой. Раз есть она, значит, должна быть и надключичная — и действительно, над ключицей тоже можно увидеть небольшое углубление.

Переходим к лопатке: эта плоская треугольная кость удерживается на месте окружающими мышцами и скользит вдоль ребер. Две видимые части лопатки, на которые стоит обратить внимание, — лопаточная ость и медиальный край лопатки; обе хорошо просматриваются под кожей.

Верхняя конечность

Давайте изучим верхнюю конечность. Плечевая кость соединяется с лопаткой в плечевом суставе. На дистальном конце плечевой кости расположены два важных костных ориентира, формирующих локоть: латеральный и медиальный надмыщелки. Здесь проходит локтевой нерв, при задевании которого возникают странные ощущения в предплечье: это могут быть и щекотка, и боль. Латеральный и медиальный надмыщелки, а также локтевой отросток (крупный изогнутый выступ в задней части локтевой кости наверху) формируют треугольный костный ориентир, на который тоже стоит обратить внимание. Даже если рука выпрямлена, латеральный надмыщелок образует отчетливую ямку.

Спускаясь ниже по предплечью, мы обнаруживаем шиловидный отросток локтевой кости, который отчетливо проступает под кожей в виде круглого выступа. Головки локтевой и лучевой костей тоже могут быть видны в зависимости от положения запястья и веса изображаемого объекта.

На дистальном конце верхней конечности находятся кисть и пальцы рук. Кисть считается второй по выразительности частью тела после лица и состоит из запястных костей, пястных костей и фаланг. Все эти кости находятся в разных плоскостях, отчетливо видны под кожей и представляют много сложностей для художника.

Запястные кости расположены в два ряда; они немного неправильной формы. Дистальный ряд состоит из многоугольной, трапециевидной, головчатой и крючковидной костей. Проксимальный — из ладьевидной, полулунной, трехгранной и гороховидной костей. При разгибании запястья отчетливо видны трапециевидная и гороховидная кости (первая находится под большим пальцем, вторая — под мизинцем).

От изгиба пястных костей зависит форма кисти и пальцев от указательного до мизинца (пястные кости 2–5), а их дистальные концы — это округлые костяшки пальцев. Фаланги также достаточно хорошо просматриваются на тыльной стороне кисти, и если вы согнете пальцы, вы сможете и прощупать, и увидеть костяшки. Эти кости соответствуют верхней трети пальцев и снабжены жировой прослойкой, выполняющей роль «подушечки». Большой палец, в отличие от других четырех, имеет седловидную структуру сустава (запястно-пястный сустав); в большом возможно сгибание/разгибание, приведение/отведение, как и в суставах других четырех пальцев, а также противопоставление (соединение кончика большого пальца с кончиками других пальцев) и круговое вращение.

Тазовый пояс

Тазовый пояс состоит из двух зеркально симметричных костей, соединяющихся в передней части тела, и крестца, зажатого между ними сзади. Каждая из этих двух зеркальных костей, в свою очередь, состоит из трех костей: подвздошной, седалищной и лобковой. Нас прежде всего интересует передняя верхняя подвздошная ость, задняя верхняя подвздошная ость и подвздошный гребень. Именно они образуют видимые под кожей выступы и костное «кольцо», отделяющее верхнюю половину тела от нижней. Задняя верхняя подвздошная ость и крестец образуют «венерины ямочки». Знание анатомии таза поможет художнику реалистично изображать фигуры, совершающие движение в тазобедренном суставе, и правильно передавать объем в области таза.

Нижняя конечность

Бедренная кость входит в вертлужную впадину в тазу, образуя шаровидный тазобедренный сустав. Бедренная кость — самая длинная в теле человека; у нее есть большой костный выступ, большой вертел, находящийся между головкой и шейкой кости. Выступающую кость чуть ниже таза можно нащупать даже пальцами. Как и у плечевой кости, на дистальном конце бедренной есть два мыщелка — медиальныйи латеральный; они отчетливо видны под кожей при движении в коленном суставе, как и коленная чашечка. Она имеет треугольную форму и образует две отчетливые ямочки на выпрямленной ноге. В задней части ноги, в месте сочленения бедренной и большеберцовой костей, видно углубление ромбовидной формы — подколенная ямка. Через нее проходят нервы и сосуды, идущие от нижней части ноги к верхней и в обратном направлении.

Кости в нижней части ноги — большеберцовая и малоберцовая — участвуют в движениях колена и голеностопа. Они чем-то напоминают лучевую и локтевую кости предплечья, но амплитуда их движения существенно меньше.

Большеберцовая кость находится на внутренней стороне ноги. Она более крупная из двух костей; именно на нее приходится основная часть веса тела. Ее передняя поверхность заострена, и это хорошо видно, когда нога согнута. На проксимальном конце большеберцовой кости два мыщелка, медиальный и латеральный, встречаются с дистальными мыщелками бедренной кости, позволяя ноге сгибаться в коленном суставе. Важным костным ориентиром большеберцовой кости является медиальная (внутренняя) лодыжка, расположенная на дистальном ее конце.

Малоберцовая кость параллельна большеберцовой и расположена чуть позади нее. Из двух костей эта тоньше, а ее проксимальный и дистальный концы соединяются с большеберцовой костью. Она помогает стабилизировать нижнюю часть ноги, а одна ее часть очень хорошо видна под кожей: латеральная лодыжка (внешняя лодыжка), расположенная чуть ниже внутренней.

Стопа, как и кисть, состоит из трех «наборов» костей: предплюсневых, плюсневых и фаланг.

К предплюсне относятся семь костей: пяточная, таранная, кубовидная, ладьевидная и три клиновидных. Самая крупная из них — пяточная; это и есть известная нам пятка, ее очень хорошо видно и можно прощупать под кожей. Медиальная и латеральная лодыжки и основание большеберцовой кости находятсяпрямо над пяткой. Стопа поддерживает вес тела за счет того, что кости стопы имеют форму арки и равномерно распределяют нагрузку на мягкие участки подошвы. Плюсневые кости и фаланги расположены очень близко к дорсальной (тыльной) стороне стопы, и выступающие сферические костяшки отлично просматриваются под кожей. Обратите внимание, что у большого пальца ноги всего две фаланги, а у остальных пальцев — три

Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет нарисовать скелет в анатомической позиции. В качестве референса я взял картинку в начале этой лекции.

Затем, первым этапом разложил данный рисунок на простейшие фигуры и пропорции по размеру головы.

Далее начиная с головы я нарисовал скелета.

И в конце, взяв за образец похожих скелетов в интернете со светотенью, разукрасил своего скелета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *