Урок 4.3 – Композиция

Представьте себе, что вы открыли книгу и вы видите, что текст расположен не по порядку, а в странных труднодоступных местах. Даже если в данном произведении хороший сюжет, его определенно не приятно читать. Так вот, такая плохая организация текста в книге – это тоже самое, что и плохая композиция в изображении. Но что же такое композиция?

Если говорить по простому, композиция – это расположение объектов на картине так, чтобы глазам было приятно на них смотреть. Композицию можно разбить на 3 составляющие, о которых мы и поговорим с вами в этой лекции.

Первая составляющая – это фокусный элемент.

Фокусный элемент это то, что сразу притягивает взгляд зрителя, как только он впервые увидит нашу работу. Обычно, если мы видим картину с плохой композицией, то чаще всего это потому, что там нет фокусного элемента или же их слишком много.

Фокусный элемент очень важен, так как без него зритель будет метаться взглядом по картине и гадать “А в чем смысл?”. Т.е. фокусный элемент также передает смысл картины.

Существует много различных способов выделить фокусный элемент, например:

1. Высокий контраст
2. Цвет
3. Фокус камеры
4. Движение
5. Лица или фигуры живых существ

Это не все способы, так как художники часто используют свои наработки, как выделить фокусный элемент. Здесь я перечислил наиболее распространенные.

И сейчас будем рассматривать эти способы на примерах. Вот перед нами картинка с отличной проработкой фокусного элемента:

Но почему я решил, что у нее отличный фокусный элемент. Смотрите, здесь наш глаз сразу притягивается к лицу персонажа, значит автор применил один из способов выделения фокусного элемента – это использование лица (а также всей человеческой фигуры). И девушка здесь одна. Было бы их две-три, то нам уже было бы труднее сфокусироваться на картине, если каким-то другим способом не подчеркнуть главного персонажа.

Но это не единственный способ выделение фокусного элемента который здесь используется. Здесь также используется контраст – более светлый цвет кожи девушки хорошо контрастирует с более темным фоном.

Вот еще один пример хорошего выделения фокусного элемента:

Сразу же наше внимание приковывается к человеку, потому что это человек, и он еще находится в движении. Также здесь используется контраст между темной фигурой человека и практически белым светом.

Вот еще один пример удачного выделения фокуса.

Так, здесь у нас взгляд сосредотачивается сперва на мордочке хамелеона. Также используется контраст, особенно его видно между носом и фоном. И еще на этой картине используется фокус камеры: хамелеона мы видим четко, а остальное все размыто.

Теперь переходим ко второй составляющей композиции – это структура.

Структура в композиции – это организация объектов в пространстве по какому-то правилу.

Этих правил всего 4:
1. Правила третей;
2. Пирамидальная структура;
3. Симметрия;
4. Полный кадр.

Рассмотрим первое правило – правило третей.

Смысл этого правила в том, чтобы поделить изображения на трети по горизонтали и по вертикали, и в тех местах где линии пересекаются, можно поместить то, что нас больше всего интересует. Давайте перейдем к примерам.

На этой картинке, как видите, взрыв находится прямо на одной из точек пересечения, что соответствует правилу третей.

А на этой картинке видно, что морда персонажа находится почти что в точке пересечения. Здесь я хочу показать что не надо становиться рабом этих линий, и можно от них немного отступать.

Правило третей широко используется в кино и сериалах:

Следующий прием это пирамидальная композиция. О ней говорят не часто, но она может быть очень эффективной, например при изображении персонажа, т.е. она идеально подходит для единичных объектов.

Далее рассмотрим симметрию. Смысл в том, что изображение является зеркальным по горизонтали и по вертикали. Очень часто мы видим симметрию в изображениях архитектуры.

А этот пример – симметрия относительно горизонта.

И последний прием – это полный кадр. Встречается очень часто, что даже не стоит отдельного разъяснения. Смысл данного приема в том, чтобы приблизится к объекту так, чтобы объект занимал всю или почти всю площадь изображения.

Итак мы изучили структуру композиции. Не важно какую структуру вы выберите, главное чтобы она была.

И последняя составляющая композиции – это баланс. Баланс – это забота о том, чтобы визуальный вес изображения был равномерно распределен.

Например, вот это очень несбалансированная картинка.

Справа темный и контрастный стул, а слева ничего. Если бы у картинки был вес, то правая сторона перевесила бы левую. Нам необходимо уравновесить правую сторону. Просто добавим еще один стул слева, но разместим его дальше, чтобы фокусным объектом был только один стул расположенный справа.

В этом и вся суть баланса, приводить изображение в равновесие.

Вот хороший пример баланса. Здесь мы видим очень яркий кристалл на переднем плане слева в очень темном окружении. И для равновесия картинки автор поместил справа искателя приключений. Без него картинка бы стала несбалансированной и левая сторона изображения визуально стала бы перевешивать правую, где бы особо ничего не было бы.

Вот еще удачный пример баланса. Справа страшный угрожающий робот с яркой лампочкой у которого просто тонна визуального веса, но слева здесь маленький мальчик, а так как это фигура человека – у него тоже много визуального веса, так как силуэты людей сильно притягивают наш взгляд. И еще силуэт мальчика очень контрастен с остальным изображением, что также придает ему визуального веса.

На этом все, надеюсь урок был для вас полезным. Встретимся на следующем уроке!:)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *