Урок 4.2 – Перспектива

Наши глаза видят предметы немного искаженными, не такими, какие они есть в действительности. Например, чем дальше от нас какой-то объект, тем меньшим по размеру он нам кажется.

Посмотрите на это фото:

Здесь два человека, примерно одинакового роста. Но тот который дальше от нас кажется нам меньше.

Еще одна особенность – вы знаете как выглядит железная дорога: рельсы, шпалы, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.

Но если посмотреть на эту дорогу под другим углом, как бы в даль, то наши глаза увидят совершенно другую картину.

Нам будет казаться что рельсы в далеке сходятся в одну точку.

На все эти особенности нашего зрения еще обратили внимание художники древности и на основе этих наблюдений придумали правила, как можно изображать на плоском листе объемные, трехмерные объекты.

Со временем все эти правила сформировали понятие «Линейная перспектива». Имена правила линейной перспективы помогают нам изображать объекты так на листе, как мы их видим. Есть также еще обратная линейная перспектива, панорамная, сферическая перспективы, но их мы изучать не будет, так как для рисования пиксель-арта они на не нужны. А в этой главе, мы пока поверхностно ознакомимся с линейной перспективой и дальше, во время практики, будем глубже ее изучать.

Итак начнем. Допустим у нас есть горизонтальный пустой лист формата А4, и мы хотим правильно, с учетом перспективы нарисовать куб. Что для этого нам надо? Любой рисунок в перспективе начинается с нанесения точек и прямых. И для начала мы должны нарисовать так называемую главную точку (еще говорят главная точка картины), которую будем обозначать как P. Но где она находится и как ее найти?

Представьте, что вы видите мир, как снайпер через прицел винтовки и смотрите прямо.

Центральная точка прицела является той самой главной точкой картины и центром вашего зрения. Также центр вашего зрения называется уровнем глаз. Чтобы правильно определить эту точку, вы должны смотреть прямо, не двигая глазами вниз, вверх, влево, вправо – только прямо. Вот хороший пример: когда вы покупаете телевизор, вы хотите разместить его на стене так, чтобы он был на уровне ваших глаз.

Если он будет выше, то вам придется напрягать глаза, постоянно смотря вверх. Тоже самое если он будет правее, левее, ниже, т.е. самое комфортное положение – это ровно по центру вашего зрения, когда вы смотрите прямо.

На самой картине эта главная точка, по сути может находится где угодно, но принято располагать ее чуть левее или правее центра картины.

Но повторюсь, эта точка может находится где угодно: по центру, правее, левее, выше, ниже.

Итак, вернемся к нашему кубу, который мы хотим нарисовать. Мы разместим эту главную точку прямо в центре картины.

Так, теперь мы хотим изобразить куб прямо в центре нашего зрения. Для этого нам нужно изобразить горизонтальные прямые и вертикальные. Горизонтальные прямые называются в перспективе прямые широт, и они помогают нам изобразить ширину объекта, если он находится к нам во фронтальном положении (т.е. если можно так сказать лицом к нам).

Создам с помощью прямой широты нижнюю грань куба и размещу ее здесь.

Далее теперь используем вертикальную прямую, чтобы обозначить высоту куба. Так как у куба все стороны равны, то высоты будет равной ширине. Такая прямая называется прямая высоты.

Нам осталось дорисовать только верхнюю грань и правую.

И вот мы нарисовали куб, который находится в центре нашего зрения. Но мы хотим нарисовать прозрачный куб, чтобы мы видели его заднюю сторону тоже. Мы знаем с учетом перспективы, задняя сторона, так как находится дальше от нас, должна казаться нам по размерам меньше. Но как это правильно нарисовать. Все на самом деле просто – вы должны провести прямые от главной точки в 4 граням куба.

Теперь, используя эти 4 прямые, мы можем нарисовать заднюю сторону куба. Здесь уже рисуется на глаз: если мы нарисуем заднюю сторону маленькой, то куб будет вытянутым, если большой, то также это уже будет не куб, а параллелепипед.

Я на глаз изобразил его так, специально используя пунктирную линию, чтобы показать что это задняя сторона.

Теперь нам осталось нарисовать боковые стороны, и здесь мы также можем использовать эти линии от главной точки картины.

Вот так все просто, используя главную точку картины мы можем практически правильно изобразить куб. Как вы видите, боковые стороны куба как бы хотят сойтись в главную точку картины, поэтому эту точку также называют точкой схода.

Теперь чуть еще теории: прямые которые мы проводили к 4 граням куба – называются прямыми глубин. Т.е. с помощью них мы можем отобразить глубину пространства.

А что если передняя сторона куба располагается ниже главной точки картины? Т.е. мы как бы смотрим на него сверху вниз. Например, как здесь.

А все тоже самое: проводим прямые глубин к 4 граням куба.

С помощью этих прямых глубин рисуем заднюю сторону куба. Расстояние от переднего определяем на глаз. Если чуть ошибетесь, это не страшно.

Теперь рисуем боковые стороны.

Т.е. не важно где куб находится, все делается по одному методу.

Только есть одна проблема, чем сильнее отдаляется куб от центра картины в боковые стороны картины, тем сильнее он искажается, и не только уже не выгляди как куб с ровными сторонами.

Как с этим бороться? Первое правило: старайтесь не размещать объекты сильно далеко от главной точки картины. Второй правило: если все-таки разместили, то просто на глаз корректируете рисунок, чтобы он выглядел максимально правдоподобным.

Например, здесь я чуть сдвинул края куба относительно глубинных прямых. Глубинные прямые которые теперь чуть не совпадают с гранями куба я отметил красным цветом.

А что если мы хотим изобразить куб не фронтально к нам, а под углом? Для этого мы должны познакомится с еще одним элементом картины – линия горизонта. Линия горизонта – это горизонтальная линия на нашей картине, которая проходит через главную точку картины. А получила оно свое название потому, что если мы находимся на земле и смотрим в даль, то наша воображаемая линия горизонта совпадает обычным с горизонтом т.е. границей между земной поверхностью и небом.

Теперь отметим ее на нашей картине.

Теперь мы должны освоить еще одно понятие – это дистанционные точки. Это точки куда сходятся грани объекта, который находится перед нашим взглядом под углом. Эти дистанционные точки (их две) располагаются, как и главная точка, на линии горизонта и должны быть равноудалены от главной точки.

Но какое расстояние должна быть между, допустим, правой дистанционные точкой и главной. Все очень просто – чем меньше расстояние между дистанционной точкой и главной точкой, тем выше ваш взгляд находится над землей, и наоборот. Мы же разместим эти дистанционные точки по краям картины и обозначим их как D1 и D2.

Далее с помощью прямой высоты нарисуем высоту одного угла куба, который находится здесь.

Теперь проведем линии от дистанционных точек к верхнему и нижнему краю прямой высоты. Эти линии которые идут к дистанционным точкам называются горизонтальные произвольные прямые.

Теперь также на глаз рисуем еще две вертикальные линии определяющую, с помощью которых мы можем определить ширину куба.

Далее снова проводим горизонтальные произвольные прямые к новым прямым высоты.

И думаю здесь вы уже видите будущие очертания куба, осталось просто их нарисовать.

Куб готов:) Вот так, пока еще поверхностно, мы ознакомились с перспективой. Далее, когда уже будем заниматься практикой, мы будем более глубже изучать данную тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *