Для начала просто скажу одно правило, которое работает во всех искусствах – вы вольны делать что хотите, неважно соответствует это неким правилам или нет. Вы можете выбирать цвета просто опираясь на то, что именно такое сочетание вам нравится. Но знание правил может серьезно облегчить выбор!
Цвет в дизайне играет очень важную роль, оказывая значительное влияние на эмоциональное восприятие. Каждый цвет вызывает те или иные эмоции:
Например, красный цвет часто ассоциируется с энергией, страстью и влюбленностью. Он может вызывать сильные эмоции, такие как радость или агрессию, и часто используется для привлечения внимания. В контексте опасности или предупреждения он также имеет сильную символику.
Голубой цвет, наоборот, вызывает чувства спокойствия и доверия. Он часто ассоциируется с небом и водой, что придает ему оттенок надежности и стабильности. Многие компании выбирают синий в своих логотипах, чтобы подчеркнуть свои надежные ценности.
Зеленый цвет символизирует природу, рост и свежесть. Он ассоциируется с гармонией и сбалансированностью, а также с экологическими ценностями и здоровьем. Зеленый может создавать ощущение отдыха и расслабления, ведь он напоминает о зелени лесов и полей.
Желтый цвет связан с оптимизмом и радостью. Он яркий и притягательный, но также может вызывать чувство тревоги, если используется слишком агрессивно. Желтый часто ассоциируется с солнцем и теплом, что делает его цветом счастья и позитива.
Черный цвет обычно ассоциируется с элегантностью, силой и тайной. Он может выражать серьезность, но также и негативные коннотации, такие как печаль и мрак. В моде черный цвет считается классическим и стильным.
Белый цвет символизирует чистоту, невинность и простоту. Он часто используется для создания ощущения пространства и порядка, а также в контексте минимализма. В некоторых культурах белый цвет ассоциируется с началом и новой жизнью.
Эти ассоциации могут изменяться в зависимости от контекста, культуры и личных ощущений, поэтому важно учитывать эти факторы при работе с цветом в дизайне.
При комбинировании цветов рекомендуется использовать максимум один яркий цвет, в то время как остальные цвета лучше оставлять более приглушенными Это подход помогает создать визуальный фокус и выделить важные элементы дизайна. Когда присутствует один яркий цвет, он привлекает внимание и служит своеобразным акцентом, в то время как приглушенные оттенки создают гармонию и не отвлекают от ключевых деталей.
Итак, давайте теперь чуть усложним наш цветовой круг, чтобы он учитывал не только тона но и светлоту каждого тона.

Т.е. теперь чем ближе цвет к центру круга тем сильнее он стремиться к белому цвету, и в самом центре он его достигает. А чем ближе цвет к краю круга тем сильнее он стремится к черному.
Итак, теперь переходим к самому интересному, какие цвета на этом цветовом круге хорошо сочетаются. Цветовые сочетания в теории цвета называются цветовыми схемами, и в этой лекции мы поговорим о 4 самых популярных цветовых схемах. И конечно больше, но это самые часто используемые. И освоив их вы без труда будете применять и остальные схемы.
Итак, первая схема – это монохроматическая.

В ней участвует только один цвет и множество его оттенков по светлоте (включая белый и черный, так как они тоже являются частью любого цвета). С помощью монохроматической схемы можно создавать очень атмосферные изображения. И они часто используются для обложек музыкальных альбомов, книг а также для постеров к фильмам.
(Показать примеры) Как видите, на примерах используются различные картинки и фотографии использование которых в дизайне мы с вами не изучали. Но скоро изучим. Просто такие примеры легче было найти, чем примеры без картинок и фотографий.
Следующая цветовая схема – это аналогичные цвета.

Эта схема основана на использовании цветовых оттенков, которые расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Данный подход к выбору цветов создает гармоничные и сбалансированные сочетания, так как такие цвета имеют похожие частотные характеристики и для глаза человека прекрасно дополняют друг друга.
При использовании аналогичных цветов дизайнеры часто выбирают один основной цвет, который становится доминантным в композиции, а затем добавляют еще один или два соседних цвета. Например, если основным цветом является голубой, то рядом могут находиться синий и зеленый.
И вот несколько пример аналогичный цветов (найти или сделать самому). Как видите, здесь в примерах уже используются различные геометрические объекты и иконки, которые мы тоже скоро изучим как применять их в дизайне.
Переходим к следующему сочетанию цветов – это триадные сочетания цветов.

В этой цветовой схеме участвуют цвета равноудаленные друг от друга. Так как эти цвета равноудалены от друг друга, что для глаза выглядит их сочетание выглядит приятно. Самое популярное сочетание – это сочетание красного, синего и желтого. Но вы не обязаны в дизайне использовать все три цвета, если используете триадное сочетание. Если вам нравится сочетание красного и синего, то можете оставить только его, и не использовать желтый.
(Показать примеры).
Перед тем как изучить четвертую схему, мы должны разобрать еще одну небольшую тему – это холодные и теплые цвета. Здесь на самом деле все просто. Если поделить цветовой круг на пополам, то цвета от красного до желто-зеленого считаются теплыми, а от зеленого до пурпурного – холодными.

Зачем это нужно? А сейчас вы узнаете, когда мы разберем четвертую цветовую схему – это комплементарные цвета.

Это цвета которые стоят на цветовом круге друг напротив друга. Данное сочетание всегда очень контрастно, так как всегда при использовании этой схемы один цвет является теплым, другой холодным, что и создает контраст между ними. Главное правильно работать с этим контрастом. Помните – я говорил, в дизайне надо выбрать только один яркий цвет, другой или другие цвета будут приглушенными, чтобы не мешать основному цвету. Но если в этой схеме сделать два ярких цвета, то из-за того что они еще и очень контрастные, создастся вырвиглазный эффект.
(Показать примеры)
Контрастные цвета также можно получить и у других схем, так как там могут присутствовать и теплые и холодные цвета, но именно в комплиментарной схеме они получаются самыми контрастными, так два цвета максимально удалены друг от друга, и один относится к холодному оттенку, второй к тёплому.
Вот и все по теории цвета:)
В заключении хочу порекомендовать вам сайт colorscheme.ru. Где чуть больше цветовых схем, и еще схема триада отличается от той, о которой я ранее рассказал. Но так бывает. На каких-то сайтах данная схема называется сплит-комплементарная, а схема триада имеет вид, о которой я ранее рассказал. Короче говоря схемы могут чуть отличаться от источника к источнику. Чтобы эту схему триада подогнать к нашей, надо просто увеличить величину угла здесь. Увеличим до 60 градусов. И вот наша схема триада готова.