4. Шрифты

Этот урок начнем с определения, что такое шрифт.

Шрифт – это набор символов в определенном стиле. Например, Arial Regular или как его еще называют, Arial Обычный это один шрифт, а Arial Bold уже другой шрифт. Но вы можете заметить что шрифты Arial Regular и Arial Bold очень похожи, просто изменяется толщина букв. Дело в том что оба этих шрифта, а также Arial Italic и Arial Bold Italic – это просто вариации стиля Arial.

Если есть некий стиль и несколько шрифтов представляющих различные вариации этого стиля, то этот стиль называется Гарнитурой. Т.е. можно говорить гарнитура Arial, куда уже входят шрифты Arial Regular, Arial Black и т.д. Также вместо слова гарнитура часто говорят семейство шрифтов.

Шрифты подразделяются на 5 видов: с засечками, без засечек, моноширинные, рукописные и декоративные.

Начнем с шрифтов с засечками. Шрифты с засечками – это такие шрифты, где на концах букв имеются маленькие штрихи. Основная сфера их применения – это печатная продукция с большим количеством текста. Например, книги журналы, листовки и т.д. Проводились исследования, которые выявили, что людям легче читать большой объем текста, когда он напечатан с использованием шрифта с засечками. С помощью засечек буквы словно стоят на строке и связывают друг друга, что помогает строке выглядеть более цельно, и это облегчает восприятие большого количества текста.

Сами шрифты с засечками подразделяются на 3 вида: старый стиль, новый и переходный.

Итак, старый стиль: еще его называют традиционный стиль. Шрифты из этой категории очень похожи друг на друга, и основаны на текстах, которые в древние времена выводили писцы от руки. К данной категории относится, например, шрифт, Garamond.

Отличительной чертой данных шрифтов – является разница между толстыми и тонкими штрихами букв. Зачастую толстые штрихи в два раза больше тонких. Так как такие шрифты имитируют то, как писцы выводили текст пером, то тонкие штрихи находятся под углом, показывая, что в этих местах как бы писец начинает выводить букву. Также некоторые засечки тоже находятся под углом.

Одним из самых распространенных применений шрифтов старого стиля является книга и другая печатная продукция, где используется большое количество текста. Также шрифты старого стиля отлично подходят для использования в рекламе и брендировании, особенно если компания или продукт стремится вызвать ассоциации с традициями, качеством и утонченностью. Например, рестораны, специализирующиеся на классической кухне.

Если вы не знаете, что означает брендирование – то это создание уникального образа компании с помощью, например, создания логотипа, фирменных цветов, определенного стиля их продукции и т.д.

В конце 18 века началось бурное развитие печатного оборудования и материалов для печати. Стало возможно печать очень тонких линии, в следствии чего появились так называемы новый стиль шрифтов (его также называют шрифты модерн).

Как вы видите, основными отличительными чертами данных шрифтов являются очень большая разница между толстыми и тонкими штрихами, и также все засечки горизонтальный, нет засечек под наклоном.

В конце 18 века и начале 19 печать такого шрифта на бумаге было дорогое удовольствие, так как необходимо было специальное оборудование и также специальная бумага. Поэтому только состоятельные компании могли себе позволить использовать данный шрифт. В следствии этого шрифты модерн стали ассоциироваться с успешными и богатыми компаниями.

Но у данного шрифта была одна проблема – он очень хорошо выглядел на бумаге размером A3 и меньше, так как люди смотрели на такую продукцию с близкого расстояние. Но такой шрифт не очень подходил для больших баннеров, так как когда человек смотрит на такой баннер с большого расстояния, то тонкие линии становятся плохо читаемыми, и хорошо видно только толстые штрихи.

Печатать традиционным шрифтом не хотелось, так как данные шрифты выглядели скучно, не интересно для заголовков. Поэтому придумали переходные стиль. Это тот же стиль модерн, только тонкие штрихи сделали более жирней.

Одна гарнитура шрифта может содержать несколько стилей. Например, гарнитура Times New Roman, у которого шрифт Times New Ronam Regular, т.е. таймс нью роман обычный относится к традиционному стилю, а Times New Roman Bold уже относится к переходному стилю.

Как видите у Times New Roman Bold все засечки прямые, и и тонкие штрихи не находятся под углом.

Шрифт Times New Riman italic еще больше имитирует буквы написанные пером, и поэтому его обычно используют в прямой речи, или просто когда текст как-то необходимо выделить относительно другого.

На этом с шрифтами с засечками всё, переходим к шрифтам без засечек.

Шрифты без засечек появились, как и шрифты модерн и переходные, в конце XVIII и начале XIX века на фоне промышленной революции, которая спровоцировала изменения в обществе, культуре и технологиях. В это время люди начали искать более современные, легкие и прямолинейные решения в различных областях, включая графический дизайн и типографику.

В силу данных причин и появились шрифты без засечек, которые символизировали простоту и стали незаменимы в некоторых областях. Например, в это время стало возможно печатать очень мелкий текст, где шрифты без засечек смотрелись просто идеально. Если очень мелкий текст напечатать шрифтом с засечками, то засечки будут создавать визуальную грязь текста, а тонкие линии штрихов букв будут практически не видимыми.

Также появление телевизоров, мониторов, а в последствии и смартфонов сильно повлияло на популярность шрифтов без засечек. Так как в 20 веке, разрешение таких устройств было небольшим, то мелкий текст набранный шрифтом с засечками выглядел грязно, также как и очень мелкий текст на бумаге набранный таким шрифтом.

В современное время экраны мониторов, смартфонов и телевизоров стали обладать очень большими разрешениями, и шрифты с засечками также теперь неплохо смотрятся на этих устройствах.

Но у людей осталось определенное восприятие этих шрифтов: традиционный стиль шрифтов с засечками ассоциируется в основном с традициями, классикой, стабтльностью. Шрифты модерн ассоциируются с богатством, утонченностью, стилем, переходные шрифты в основном ассоциируются с серьезностью и часто используются в бизнес среде или науке.

Стилей у шрифтов без засечек больше чем у шрифтов без засечек, но разница между ними зачастую небольшая, да и различные шрифты из статьи в статью на эту тему то относятся к одному стилю, то к другому. Я для упрощения подразделяю шрифты без засечек на 3 стиля: классический и неогротеск, геометрический стиль и гуманистический стиль.

Когда шрифты без засечек только появились в конце 18 века, для большинства людей они казались странными, причудливыми, и их назвали гротескными (что в переводе как раз и значит странный, причудливый или даже уродливый). Сейчас восприятие таких шрифтов изменилось, но термин гротеск остался. Поэтому шрифты которые появились в то время называют классический гротеск. К ним относится, например шрифт, Akzidenz-Grotesk, который считается первым шрифтом без засечек вообще.

Как видите у тах шрифтов нет засечек, и есть небольшая разница между тонкими и толстыми штрихами. Неогротески судя по названию появились позже чем классические гротески. И в принципе особо не отличаются от классического гротеска. Самый яркий представитель неогротескного шрифта это Arial. Как видите шрифт шрифт ариал очень похож Akzident-Гротеск. Поэтому я эти два стиля воспринимаю как один. У людей данный шрифты ассоцируются с профессионализмом, минимализмом, современностью и часто используются, как и классический стиль с засечками, в брендировании.

Только классический стиль с засечками ассоциируется с приверженностью к традициям, а классический и неогротекс ассоциируется с современностью.

Следующий стиль – это геометрический. Его легко определить, у данного стиля буква O является идеальным кгругом. Например мне очень нравится шрифт Azbuka

Эти шрифты могут вызывать впечатление технологичности и будущего, что делает их подходящими для использования в области технологий, стартапов и дизайна интерьеров.

И остался гуманистический шрифт, или как его еще называют – шрифт с округлыми формами. ЕГо тоже очень легко определить – у данных шрифтов практически нет острых углов. Один из самых известных шрифтов в этом стиле – это Калибри.

Такие шрифты создают впечатление дружелюбия и теплоты. Такой стиль часто используется в детских и образовательных проектах, а также в дизайне, ориентированном на создание атмосферы уюта и доверия.

Там с шрифтами с засечками и без засечек мы разобрались. Двигаемся дальше. А дальше у нас идет рукописные шрифты:

Эта категория шрифтов, которые имитируют стиль и динамику человеческого письма. Они используются для создания более личного и теплого впечатления, подчеркивая индивидуальность и эмоциональность текста. Эти шрифты могут варьироваться от строгих и элегантных до неформальных и игривых, что делает их подходящими для различных задач и контекстов.

Однако, несмотря на такие преимущества, использование рукописных шрифтов требует определенной осторожности. Важно учитывать, что не все рукописные шрифты хорошо читаются, особенно в небольшом размере или при использовании на сложном фоне.

Двигаемся дальше, а дальше у нас идут моноширийнные шрифты. Моноширинные шрифты, также известные как моноспейсные шрифты или фиксированной ширины, представляют собой шрифты, в которых каждая буква и символ занимает одинаковое пространство вдоль строки. Это значит, что, независимо от формы символа, каждый из них шириной в одну и ту же единицу измерения. Такой стиль отображения текста очень популярен в определенных областях, таких как программирование (там код набранный таким шрифтом читается легче) или, например, написание сценариев, где важно понимать из скольких символов определенного размера может состоять строка, абзац, или целая страница.

Нам осталось рассмотреть последний вид шрифтов – это декоративные шрифт. Проще говоря – это шрифты которые не вписываются ни в один из перечисленных видов. Эти шрифты используют стильные, артистические и часто нестандартные элементы для создания визуально привлекательного текста.

Они могут значительно отличаться по своему дизайну и предназначены для создания яркого впечатления или передачи определенного настроения. Декоративные шрифты не всегда обеспечивают хорошую читаемость, что делает их менее подходящими для длинных текстов или официальных документов, но они идеально подходят для использования в логотипах, приглашениях, афишах и других графических проектах.

А на этом урок заканчивается. До встречи на следующих уроках.