1. Растровая и векторная графика

В этом уроке мы разберем, что такое растровая и векторная графика и чем они отличаются друг от друга. Давайте, в начале я перечислю по 3 популярные программы, которые относятся к растровой и к векторной графике. К редактором растровой графики относятся Photoshop, Gimp, и Krita. А векторным редакторам относятся Illustrator, CorelDraw, Inscape.

Теперь подробнее поговорим о растровой графике. Изображение в растровой графике состоит из маленьких цветных квадратиков, которые называются пикселями. Проще говоря растровое изображение – словно мозайка из пикселей. Для примера, я покажу вам это изображение.

В целом она выглядит хорошо. Но что будет если мы начнем его увеличивать?

И сразу стали видны пиксели. Это значит, что данное изображение можно использовать для визиток, листовок, но если распечатать большой баннер размером, ну например, 4 на 2 метра, с этой картинкой, то людям сразу будут видны пиксели. Так как при увеличении картинки увеличиваются также и пиксели.

Качество изображение в растровой графике определяется его разрешением. Чаще всего разрешение определяется в количестве пикселей на квадратный дюйм (ppi). Также вы будите слышать Количество точек на дюйм (данный термин обозначается как dpi). Дело в том, что в графических редакторах разрешение выставляется количеством пикселей на дюйм , а принтеры печатают изображения с помощью нанесения точек на бумагу.  Если ваш макет имеет разрешение 300 пикселей на дюйм, а принтер установлен на печать 300 точек на дюйм, то 1 пиксель = 1 точке. Поэтому эти понятия (dpi и ppi) часто взаимозаменяемые.

Чем больше количество пикселей на дюйм тем лучше изображение, но также увеличивается вес изображения в мегабайтах.

Для практики я использую следующие разрешения:

  1. 100dpi – для больших баннеров. Так как на баннеры люди смотрят с большого расстояния, то нет необходимости делать их с большим разрешением пикселей. Так как никто не будет смотреть на баннер вплотную чтобы разглядеть пиксели. А если сделать баннер с большим разрешением, то такой файл с баннером будет весить несколько гигабайт, что сделает работу с ним, передачу и печать более проблематичной;
  2. 200dpi – для печати макетов от А0 до А2 форматов;
  3. 300 dpi – для печати макетов от А3 до А6 форматов;
  4. 600 dpi – для макетов размером с визитки и меньше. Так как на них уже люди смотрят вплотную, и необходимо, чтобы пиксели были не видны.

Также хочу уточнить, что разрешение нужно только макетам, размер которых вы указываете в миллиметрах, сантиметрах, дюймах и т.д. Если вы используете размер в пикселях, то разрешение ставить не нужно,  так как в самом размере вы указываете сколько пикселей будет на вашей картинке. В пикселях принято создавать макеты, которые планируется публиковать в интернете, и не предназначены для печати.  

Единственно на что будет влиять разрешение в макете с размером в пикселях – это размер шрифта в пунктах. Пункты – это единица измерения в которой задается размер шрифта. Дело в том, что пункты тесно связаны с разрешением картинки. Если разрешение 72 пикселя на дюйм, то 1 пункт примерно равен 1 пикселю. Если разрешение 300 пикселей на дюйм, но 1 пункт приблизительно равен 4 пикселям. Поэтому, я обычно ставлю таким макетам разрешение 72 пикселя на дюйм, чтобы 1 пункт был равен 1 пикселю.

Может возникнуть еще вопрос: “Почему для больших макетов мы используем меньшее разрешение, а для маленьких большее? Ведь при печати больших форматов пикселей нужно в разы больше, иначе качество изображения очень сильно ухудшится.”

Здесь важно с какого расстояния мы смотрим на напечатанный макет. Когда мы задаем разрешение, мы по сути задаем размер пикселей, т.е. чем больше разрешение, тем меньше размер пикселя. Допустим, нам надо распечатать такой макет:

Данный макет необходимо напечатать как баннер размером 2х1.2м., как листовку 20х12см. и как визитку 9х5см. Все размеры мы будем печатать с разрешением в 72ppi (в этом разрешении размер пикселя примерно равен пол миллиметра).

На визитку мы смотрим с очень близкого расстояния, а разрешение 72ppi делает пиксели легко заметными на бумаге. Так как текст на визитках зачастую очень мелкий, то при таком разрешении он будет просто нечитаемым (крупные пиксели просто не могут передать текст адекватно).

Листовка гораздо крупнее визитки, размер текста там будет уже больше, и при таком разрешении он будет почти читаемым. Но отчетливо видно, что листовка плохого качества.

На баннер мы смотрим обычно с очень большого расстояния, и увидеть пиксель в пол миллиметра практически нереально. На баннере текст практически всегда очень большой, и даже такое разрешение легко их отобразит.

Самыми распространенными форматами растровых изображений являются: JPEG, PNG, GIFF, TIFF и WebP.

Давайте их разберем.

JPEG

Данный формат является самым популярным. Дело в том, что картинки в JPEG подвергаются сжатию, благодаря чему размер файла в мегабайтах будет небольшим, т.е. удобным для передачи по интернету.

Но это не значит, что изображение в формате JPEG всегда плохое из-за сжатия. Вы можете, например, при сохранении вашего макета в формат JPEG, указать высокое разрешение картинки, что сделает качество изображение отличным. При этом размер файла будет меньше, чем у большинства других форматов.

Основной минус JPEG заключается в том, что он не поддерживает прозрачность картинки. Если в вашем макете есть прозрачный фон, то при сохранении его в JPEG, прозрачный фон просто станет белым.

GIF
Основные плюсы данного формата – он поддерживает анимацию и прозрачность, а основной минус – ограниченная цветовая палитра (всего 256 цветов).

PNG

Второй по популярности формат изображений. Основные плюсы – не использует сжатие изображения (хотя это можно записать и в минус. Т.е. вы не можете настроить качество изображения при сохранении в PNG, оно всегда высокое) и поддерживает прозрачность. Основной минус – не поддерживает цветовую модель CMYK. О цветовых моделях мы поговорим в следующем уроке.

TIFF

Также как и PNG не использует сжатие, поддерживает прозрачность, но, в отличие от PNG, поддерживает цветовую модель CMYK. Основной минус – очень большой размер файла по сравнению с другими форматами (обычно 50-100мб).

WebP

Формат изображений разработанный компанией Google в 2010 году. Поддерживает сжатие, прозрачность, анимацию и цветовой профиль CMYK.

При сжатии изображения размер будет в среднем на 30% меньше, чем в JPEG. Основной минус – далеко не все графические редакторы поддерживают этот формат на данный момент. Photoshop начал поддерживать WebP только в 2023 году.

Теперь поговорим о векторной графике.

Изображение в векторной графике состоит из геометрических объектов, таких как линии, многоугольники, эллипсы и т.д. и строится все это на основе математических формул.

Для примера я хочу рассмотреть это векторное изображение.

Открою его с помощью программы CorelDRAW.

Как видите – это просто круг черного цвета.

Теперь я хочу открыть этот текстовый файл с помощью текстового редактора.

Здесь конечно много непонятного кода, но на самом деле в этом файле просто задаются параметры изображения, такие как высота, ширина, цвет, расположение и т.д. А программа CorelDraw уже сама рисует по этим данным объекты.

В этом файле я также могу менять параметры изображения. Я хочу сейчас поменять размер у круга с 70мм до 100мм.

Сохраняю и снова открою этот файл с помощью Corel.

И видим, что размеры круга поменялись с 70мм до 100м.

Качество векторного изображения при приближении не ухудшается. Сколько бы мы не приближали, изображение не станет хуже. Также вес векторного файла в мегабайтах по сравнению с растровым файлом в разы меньше, если даже не в стони раз. Это уже следующее преимущество векторных картинок: помимо того что при увеличении картинок качество остается тем же, так и вес файлов в разы меньше.

Основными форматами векторных файлов являются: EPS, SVG, CDR, AI. В основном векторные форматы просто привязаны к определенным программам. CDR – это формат программы CorelDraw, AI – это формат Adobe Illustrator. EPS и SVG – это так сказать общие форматы и с ними может работать любой векторный редактор.

Также я хочу рассказать о формате PDF. Данный формат не относится к растровым и векторным форматам, это просто документ, но внутри которого можно хранить не только текст, но и растровые картинки и даже векторные объекты. Т.е. по сути файлы в PDF очень похожи на файлы в формате doc (которые создаются в текстовом редакторе Microsoft Word). Но основное отличие от doc в том, что pdf-файл может открыть любой браузер, текстовый или графический редактор, а документ в формате doc только текстовые редакторы (и то не все).

Я рассказал о данном формате потому, что мы будем пользоваться им на некоторых уроках этого курса.

Давайте теперь подробней рассмотрим преимущества и недостатки растровой и векторной графики.

В качестве примера рассмотрим такую вот картинку:

Допустим у нас есть два файла с изображением круга, только один файл в растровой графике, другой в векторной. Чтобы вывести такой простой графический объект в растровом файле будет находится информация о каждом пикселе. А если наш круг размером 10 метров в диаметре и с разрешением 600 пикселей на дюйм, то изображение может весить вплоть до нескольких гигабайт.

В тоже время в векторном файле будут хранится параметры, что это круг, какого он цвета и размера. Если этот круг будет размеров в 10 метров или в 20, то этот векторный файл будет весить всего в несколько килобайт. В данном случае векторное изображение имеет преимущество в качестве картинки и в весе файла.

А что если нам необходимо вывести такую реалистичную картинку:\

Для растрового файла все останется по прежнему – вывести каждый пиксель один за другим. Растровой графике не важно насколько сложно изображение, все делается по одному методу. А вот в векторном файле, чтобы нарисовать такое сложное изображение с большим количеством объектов, полутонов и т.д. придется задействовать огромное количество формул и параметров. Программа должна все эти формулы и параметры обработать, что сильно повлияют на скорость открытия файла и работу с ним. И если у вас слабый процессор в компьютере, то такой файл возможно у вас даже не откроется, а если и откроется, то при работе с ним будет сильно тормозить.

Т.е. если мы говорим о реалистичных изображениях, то здесь преимущество имеет растровая графика.

Вы можете спросить:

“Выходит, что векторная графика нужна, чтобы рисовать только простые рисунки, круги и линии?”

Векторная графика очень хороша для создания логотипов, различной типографской продукции (листовки, визитки и т.д.). В векторных макетах мы можем создавать не только линии, круги, многоугольники, но и добавлять к ним различные эффекты, типа тени, прозрачность и т.д., которые делают макеты очень симпатичными (на листовке слева вы можете эти эффекты увидеть).

Также векторные файлы внутри себя могут хранить растровые картинки, благодаря чему становятся возможны и такие макеты:

На этом макете флаера только одна картинка с девушкой за рабочим столом, остальное все векторное.

Редакторы типа CorelDRAW имеют базовый функционал для работы с растровыми изображениями (различные инструменты для обрезки картинок, цветокоррекции и т.д.). Но таких возможностей, какие имеет Photoshop для работы с растровыми изображениями, у CorelDRAW нет.

Растровые редакторы тоже имеют базовый функционал работы с вектором, но все эти векторные объекты при сохранение макета в растровый формат, типа JPEG, превращаются в растровую картинку, так как растровые форматы не могут хранить векторные объекты.

На этом данный урок заканчивается. До встречи на следующем уроке.